Liferay и Camunda - Liferay.ru
Liferay и Camunda
На прошедшей недавно Liferay DevCon 2025 были проведены две живые демонстрации, посвящённые совершенно новому партнёрству Liferay и Camunda, и они действительно впечатлили. В демонстрациях были показаны не только точки технической интеграции, но и то, как оркестрация процессов с использованием искусственного интеллекта может изменить процесс адаптации, обслуживание клиентов, финансовые рабочие процессы и многое другое.
Во время сессий получилось сделать несколько фотографий. Они не самого лучшего качества (освещение на конференции + камера телефона = заранее прошу прощения!), но я надеюсь, что они всё же помогут передать суть. Обе презентации были записаны, так что, если вы их пропустили, у вас будет возможность посмотреть их (скорее всего, с гораздо более качественным видео).
Демонстрация 1 — Camunda + Liferay в действии
Представлено: Стефаном Визе, старшим техническим менеджером-партнером Camunda
Из серии «Хаос в корпоративной среде…»
Один из первых слайдов, которые показал Стефан, был до боли знакомым: запутанная сеть потоков в корпоративной системе, которые естественным образом развиваются с течением времени. Повсюду пересекающиеся линии, слабо связанные системы, которые непредсказуемым образом взаимодействуют друг с другом, и процессы, которые трудно отслеживать, не говоря уже об их изменении.
Даже в мире, управляемом искусственным интеллектом, простое «добавление агентов» в хаотичную инфраструктуру не решит проблему волшебным образом.

…к чистой, упорядоченной архитектуре с использованием Camunda
Следующий слайд был контрастным. На этом изображении Camunda становится дирижёром с поддержкой искусственного интеллекта, обеспечивающим:
-
Никаких запутанных потоков данных
-
Централизованный контроль
-
Мониторинг в реальном времени
-
Простое управление изменениями
-
Четкое и логичное перемещение данных
Camunda становится мозгом, координирующим работу всего приложения, а инструменты пользовательского интерфейса отображают ход выполнения задач в реальном времени.

Новые коннекторы Liferay
В основе партнёрства Liferay и Camunda лежит внедрение двух новых коннекторов Liferay в Camunda Marketplace:
-
Входящий коннектор — Liferay → Camunda (запуск процессов Camunda)
-
Исходящий коннектор — Camunda ↔ Liferay (чтение и обновление данных Liferay через безголовые API)
Исходящий коннектор особенно эффективен, поскольку он позволяет процессам Camunda изменять данные Liferay в процессе, превращая Liferay в полноценного участника корпоративной автоматизации.

Чат-бот с искусственным интеллектом на базе Camunda
Затем Стефан продемонстрировал нечто действительно выдающееся: веб-сайт на базе Liferay с чат-ботом с искусственным интеллектом, только этот чат-бот был не просто разговорным, он был ориентирован на процессы
Это был не обычный бот, который «задает вопрос → получает ответ».
Это был бот, который «задает вопрос → запускает бизнес-процесс → выполняет реальные действия → обновляет системы».
Он представил два сценария:
a. Подача заявки на автокредит
Стефан сказал чат-боту, что хочет взять автокредит на 15 000 евро.
Вот что произошло:
-
Liferay отправила сообщение в Camunda через входящий коннектор
-
Camunda AI перенаправила его в процесс выдачи кредита
-
Для процесса требовалось больше информации, поэтому Camunda использовала исходящий коннектор, чтобы попросить Liferay запросить данные у пользователя
-
После того как пользователь ответил, Camunda использовала данные и историю аккаунта для предварительного одобрения кредита
-
В Liferay было отправлено последнее сообщение: «Кредит одобрен, документы для электронной подписи уже в пути».
Все полностью автоматизировано.
b. Сообщение о краже кредитной карты
Затем Стефан сообщил боту, что у него украли кредитную карту.
Camunda:
-
Направил запрос в отдел обработки кредитных карт
-
Заблокировал карту
-
Выдал новую
-
Отправлены два обновления статуса для пользователя в Liferay
Реальные действия. Реальные обновления системы. Все через безголовые API.
Лучшие практики для PO&A
На последнем слайде Стефан поделился лучшими практиками внедрения PO&A (оркестровки и автоматизации процессов).

Мои выводы из демоверсии 1
Это была очень убедительная демонстрация. Если ваша организация уже использует Camunda, эти коннекторы позволят Liferay полноценно участвовать в сложных корпоративных процессах: либо в качестве триггера процесса, либо в качестве поставщика/потребителя данных внутри потока.
Демонстрация 2 — интеграция со стороны Liferay
Представлено: Давиде Микунько, инженер по продажам в Liferay
Вторая демонстрация прекрасно дополнила первую. На этот раз основное внимание было уделено тому, как разработчики Liferay создают решения, которые напрямую подключаются к процессам Camunda.

Сценарий
Игровая компания набирает разработчиков. Кандидаты подают заявки на сайте.
Ход действий:
-
Заявка создана в Liferay
-
ИИ проводит предварительную проверку
-
Если заявка слабая → отклонить
-
Если заявка хорошая → HR
-
Если заявка исключительная → менеджер по подбору персонала
-
HR или менеджер по подбору персонала могут одобрить или отклонить заявку
Все это дерево решений находится в Camunda.
Сведения о реализации в Liferay
Объект Liferay + действие с объектом → веб-перехватчик
Форма заявки на работу поддерживается объектом Liferay.
Действие после добавления отправляет веб-перехватчик в Camunda.
Это запускает бизнес-процесс в Camunda.
Camunda → Liferay через Headless API
По мере продолжения процесса Camunda использует исходящий коннектор для:
-
Обновить статус заявки
-
Установить флаги и состояния рабочего процесса
-
Отразить решения, принятые ИИ, отделом кадров или менеджером по подбору персонала
Когда Дэвид открыл средство просмотра объектов приложений Liferay, вы могли ясно видеть:
-
Отклоненные заявки
-
Заявки на рассмотрении
-
Одобренные заявки
-
Все данные автоматически обновляются Camunda
Это был момент «Ага!»
Ключевая идея заключается в следующем:
Liferay не просто запускает процесс в Camunda, Camunda может управлять Liferay.
Это создает мощную модель интеграции с обратной связью.
Что я узнал из обеих демонстраций
Эти демонстрации показывают, как на самом деле выглядит интеграция Liferay и Camunda:
1. Liferay → Camunda
В любом месте, где Liferay может вызвать веб-перехватчик, он может запустить процесс Camunda:
-
Действия с объектами
-
Рабочий процесс Liferay
-
Клиентские расширения
-
События в сфере коммерции
-
Пользовательские триггеры
-
Все, что может вызывать конечную точку HTTP
С помощью входящего коннектора Liferay Camunda может получать события, инициируемые веб-хуками, и направлять их в любой процесс.
2. Camunda ↔ Liferay (двунаправленное взаимодействие)
Исходящий коннектор Liferay позволяет Camunda:
-
Получение данных из Liferay
-
Обновление записей
-
Реализация бизнес-логики в DXP
-
Вынесение решений на информационные панели и в пользовательские интерфейсы
-
Завершение цикла автоматизации
Благодаря безголовым API-интерфейсам Liferay и оркестрации процессов Camunda становится возможным многое.
Заключительные мысли
Интеграция Liferay и Camunda открывает новые горизонты по использование бизнес-процессов в порталах. Стоит отметить что в Incomand эта задача давно решена за счет интеграции с Flowable (который, как и Camunda является форком проекта Activiti и предоставляет аналогичный функционал). При этом интеграция выполнена нативно, не требуется установки каких-либо дополнительных серверов или коннекторов.